Шестимесячная отсрочка до согласования в суде
Иллинойс согласился отложить спорный налог на транзакции с цифровыми активами в размере 0,2% на шесть месяцев, сдвинув самую раннюю возможную дату внедрения на 1 июля 2027 года. Соглашение, достигнутое между должностными лицами штата, Digital Chamber и Ассоциацией блокчейна Иллинойса, всё ещё требует подписи судьи окружного суда штата, прежде чем оно вступит в силу.
Иллинойс стал первым штатом в стране, который ввёл налог на операции с цифровыми активами, когда губернатор Джей Би Притцкер подписал законопроект Сената № 3019 в июне 2026 года. Закон установил налог в размере 0,2% на привилегию получения бизнес-деятельности с цифровыми активами от брокера. Торговые организации и налоговые специалисты сообщили, что их застали врасплох принятым решением: они отметили, что предложение обошло стандартные процедуры публичных слушаний и периодов для комментариев.
Налог распространяется на биржи, переводы и хранение цифровых активов и взимается по ставке 0,2% от стоимости соответствующих базовых цифровых активов в каждой операции. В отличие от большинства налогов, основанных на прибыли или чистом доходе, он рассчитывается по каждой сделке, исходя из стоимости задействованного цифрового актива, то есть пользователи могут быть должны налог даже при убыточных сделках.
Отказ отрасли и продолжающаяся правовая борьба
Группы, выступающие за криптовалюты, ранее 9 сентября просили суд штата предоставить временную приостановку: отрасль жаловалась на расходы компаний, с которыми они уже сталкивались, чтобы подготовиться к соблюдению требований. Компании, работающие с цифровыми активами, сообщали, что их вынуждали тратить миллионы долларов на разработку систем, чтобы попытаться соответствовать закону в ускоренном порядке, не получая при этом значимых разъяснений по ключевым вопросам.
Если одобрят шестимесячную отсрочку, обе стороны смогут не тратить время на торг вокруг юридических обеспечительных мер и сосредоточиться на следующем этапе судебного спора: спорных вопросах права о конституционности и исполнимости Закона штата о налоге на цифровые активы. Индустрия оспаривает законность налога по законодательству штата, утверждает, что он неконституционен, и заявляет, что он вытесняется федеральным правом в соответствии с Законом о свободе налогообложения в интернете (Internet Tax Freedom Act).
Криптовалютный совет за инновации (Crypto Council for Innovation) отметил, что ни в каком другом штате страны не приняли налог, основанный на транзакциях, подобный тому, что действует в Иллинойсе, и что Иллинойс не вводит такой налог на акции, облигации или деривативы, охарактеризовав это как «самый карательный налог на цифровые активы в стране».
Генеральный директор Digital Chamber Коди Карбон заявил, что организация продолжит добиваться постоянной отмены через суды, назвав отсрочку облегчением от «обременительных обязанностей по дорогостоящему соблюдению требований». Отдельный законопроект об отмене, House Bill 5798, был внесен в Законодательное собрание Иллинойса 22 июня 2026 года: если его примут, он полностью отменит налог.
Источники:
CoinDesk: Иллинойс согласился на шестимесячную отсрочку криптоналога
PwC: в Иллинойсе принят налог на операции с криптовалютой
Ассоциация блокчейна: подача в суд заявления для блокировки цифрового налога Иллинойса
